Неделя, 19.05.2024, 06:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Славянорусский корнеслов

Перечень статей

Главная » Статьи » Возделка » Искусство

Солнечная символика в "Слове о полку Игореве" - Часть IV (Примечания)
Примечания:

 

1. Чижевский А. Л. Физические факторы исторического процесса. Калуга, 1924, с. 15; см.: Чижевский А. Л., Шишина Ю. Г. В ритме Солнца. М., 1969.

2. Ягич И. В. Служебные Минеи за сентябрь, октябрь и ноябрь в церковно-славянском переводе по русским рукописям 1095-1097 гг., СПб., 1886, с. 58, 051, 0115, 453; см. Адрианова-Перетц В. П. "Слово о полку Игореве" и памятники русской литературы XI-XIII веков. Л. 1968. с. 59, 64, 68.

3. Розов Н. Н. Синодальный список сочинений Илариона. - Slavia. Praha, 1963, R. XXXII, S. 2, s. 169.

4. Рыбаков В. Л. Календарь IV в. из земли полян. - Советская археология, 1962, № 4, с. 66-89.

5. Под праздники Пасхи и Петрова дня (28 июня) "поселяне всех возрастов собираются на пригорки, раскладывают огонь и в ожидании солнца проводят ночь в играх и песнях. Едва начинает восходить солнце, все испускают радостные клики" (Сахаров И. П. Сказания русского народа, т. 2. СПб., 1849, с. 94-95).

6. См.: Срезневский И. Об обожании Солнца у древних славян. - ЖМНП, ч. LI., СПб., 1846, с. 36-60; Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси, т. I. Харьков, 1916. с. 25-27. 46-48; там же. т. II. Записки Московского археологического института, т. XVIII. М.. 1913, с. 59-72; Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические реконструкции текстов. М., 1974, с. 17-21, 115, 149, 237; Обширный указатель на слово "Sun": Thompson Stith. Motif-index of Folk-literature. Volume six. Index, Bloomington, 1958, p. 766-767.

7. Баскаков Н. А. Половецкие отблески и "Слово о полку Игореве". - "Ural-Altaische Jahrbücher". Hd. 48. Wiesbaden, 1976, S. 21.

8. Кузьмина В. Д. Девгениево деяние (Деяние - прежних времен храбрых человек). М., 1962, с. 148.

9. Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976, с. 47-48; см.: Данилевский В. Я. Жизнь и Солнце. Харьков, 1923.

10. См.: Робинсон А. Н. О закономерностях развития восточнославянского и европейского эпоса в раннефеодальный период. - Славянские литературы. VII Международный съезд славистов. М., 1973, с. 178-224.

11. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов . М.-Л., 1950, с. 36. Далее в тексте: НI с указанием страниц.

12. Летопись по Ипатьевскому списку. СПб., 1871; (обозначаем в тексте - И. с указанием страниц).

13. Далее "Слово" цитируется без указания страниц по кн.: "Слово о полку Игореве". Под редакцией Адриановой-Перетц В. П. - Литературные памятники. М.-Л. 1950 (текст подготовлен Д. С. Лихачевым).

14. См.: Шарынкин Д. М. "Рек Боян и Ходына..." (К вопросу о поэзии скальдов в "Слове о полку Игореве"), Скандинавский сборник, т. XVIII. Таллин. 1973. с. 195-200.

15. Артамонов М. П. История хазар. Л., 1962; Плетнева С. А. Хазары. М., 1076.

16. Розов Н. Н. Синодальный список сочинений Илариона, с. 163, 164, 175.

17. См.: Гедеонов С., Варяги и Русь, ч. 2. СПб., 1876, с. 483-494.

18. Янин В. Л. Печати Феофано Музалон. - Нумизматика и сфрагистика, т. 2. Киев, 1965, с. 88.

19. По сообщению Нила Доксопатра (вторая половина XII в.), церковная юрисдикция константинопольского патриарха распространялась "до Херсона, Хазарии, Готии, Халдии, Авасгии, Иверии и Алании" (см.: Каждой А. II. Византийский податной сборщик на берегах Киммерийского Боспора в конце XII в. - В кн.: Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. Сборник статей к 70-летию академика М. Н. Тихомирова. М.. 1963. с. 95; Янин В. Л. Указ. соч.. с. 88).

Уместно вспомнить из "Слова": Див "велитъ послушати…Корсуню, и тебѣ, Тьмутораканьскыи блъванъ". "готьскыя... дѣвы вѣспеша (на немецком языке. - А. Р.) ... лелеютъ месть Шароканю", сын которого Отрок (Артык), отец Кончака, ушел на службу в Грузию ("Иверию").

20. Когда в 1147 г. "кияне" убили сына Олега Игоря (см. ниже), они "ругающеся царьскому и священому телу" его (И, 249). "Священным" тело этого князя считалось потому, что он был монахом, "царским" же оно могло быть названо в силу его происхождения от отца, носившего царский титул "кагана".

21. См.: "Codex Cumanicus". Budapest, 1SS0, 101-105; Плетнева С. А. Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях. - Материалы и исследования по археологии СССР. т. I, № 62. М.-Л, 1958, с. 195.

22. См.: Лопарев Хр. Византийская печать с именем русской княгини. - Византийский временник, т. I. СПб.. 1894, с. 162.

В. Л. Янин полагает, что Олег женился на Феофании до своей ссылки в Царьград (с 1073 г.), и затем она жила с ним в Тмутаракани не менее чем до 1094 г. В. Л. Янин пишет, что мнение Н. М. Карамзина о том, что женой Олега была половчанка, "основано на явном недоразумении: Олег женил своего сына на половецкой княгине в 1107 г." (Янин В. Л. Указ. соч., с. 83, 88. примеч. 24). В этих явных недоразумениях следовало бы разобраться: гречанка Феофания была, видимо, первой женой Олега, второй была половчанка (дочь хана Осулка). Сына своего Святослава Олег женил (1107 г.) на половчанке (дочери хана Аепы, внучке хана Гиргеня). В 1140 г. Святослав обратился к "дружине своей и половцем дикым, уем своим (дядьям по матери - жене Олега. - Л. Р.) Тюпракови Осулоковичу и брату его Камосе..." (И, 237). Игорь родился (1151 г.) от второго брака Святослава (1136 г.) с новгородкой не княжеского рода. См.: Baumgarten N. de. Généalogies et manages Occi-dentaux des Rurikides russcs du X-e au XIII-e siecle. - Orientalia Christiana, Vol. IX-1. Num. 35. Maio 1927, Roma, 1928.

23. См.: Святский Даниил. Астрономические явления в русских летописях с научно-критической точки зрения. СПб.. 1915, с. 12-22. В этом издании канон затмений солнца, составленный М.Л. Вильевым, ориентирован на район Смоленска, как "пункта приблизительно одинаково удаленного от Новгорода, Киева и Москвы" (Указ. соч., с. 11). Кроме даты, здесь отмечается время затмения в момент его наибольшей фазы.

24. Канонизация Игоря Олеговича потребовала еще более эффектных (и притом вымышленных) "знамений": после его отпевания - "абие бысть гром и молния велия, и внезапу явнея столп светозарен над церковию, от земли до небес, и потрясеся земля, людие же ужасошася и зваху: "Господи, помилуй!" (Пролог. М., 1677, л. 426 об.). Благодарю О. А. Державину за это указание.

25. Б. А. Рыбаков правомерно относит к "Ольгову гнезду" Ольговичей и Давидовичей. См.: Рыбаков Б.А. Князь Святослав Всеволодович (ок. 1125-1194 гг.). (Опыт исторической характеристики). - Материалы и исследования по археологии СССР, № 11, т. I. M., 1949, с. 94.

26. Следует заметить, что в летописях можно найти отдельные случаи смертей второстепенных князей, тоже относительно сближающиеся с затмениями солнца. Так, в 1124 г. "умре Василко Ростиславич, по на же преставился Володарь, брат его <...>" (И, 208). В 1162 г. умер "князь Иван Ростиславич, рекомый Берладник <…>, и тако молвяхуть, яко с отравы бе ему смерть" (И, 355). Однако в этом отношении такой последовательности совпадений, какая выяснилась для Ольговичей, нам не удалось проследить применительно к другим княжеским родам, например к роду Мономаховичей, разветвившемуся в XII в. на Мстиславичей (с подразделениями -Изяславичей, Ростиславичей) и Юрьевичей.

27. Солнечные затмения и качестве знамений продолжали функционировать в русском общественном сознании и в середине XIX в.: именно так описано суеверное отношение, к затмению со стороны крестьян и даже помещика в рассказе И. С. Тургенева "Бежин луг" ("Записки охотника").

28. Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания. Исследования и тексты М., 1963, с. 140, 212.

29. См.: Стремоухов Д. В. Святой Георгий и "Слово о полку Игореве". - 1-е Messager écclésiastique, Paris, 1957, p. 103-111.

30. Комарович В. Л. Культ рода и земли в княжеской среде XI-XIII вв. - ТОДРЛ, т. XVI. М.-Л., 1960, с. 87-89; см.: Рыбаков Б. А. Языческое мировоззрение русского Средневековья. - Вопросы истории, 1974, № 1,с. 3-30.

31. Рыбаков Б. А. Русалии и бог Симаргл-Переплут. - Советская археология, 1967, № 2, с. 116.

32. Там же, с. 94.

33. Путешествия игумена Даниила по Святой земле в начале XII века. Под редакцией А. С. Норова. СПб., 1864, с. 7.

34. См.: Норцов Л. П. Путь солнца в процессе мирового движения. Тамбов, 1909, с. 62.

35. См.: Шахматов Л. Л. Повесть временных лет. т. I. Пг., 1916. с. XXVI-XXXVII; Лихачев Л. С. Повесть временных лет (Историко-литературиый очерк). - В кн.: Повесть временных лет. Ч. 2. М.-Л., 1950. с. 125-132; Алешковский М.Х. Повесть временных лет. М.. 1971. С. 9-13.

36. Миллер Всев. Взгляд на Слово о полку Игореве. М., 1877, с. 71-7-4.

37. Мнения исследователей о происхождении данного летописного рассказа расходятся. ?. С. Орлов полагал, что он (с именем Даждь-бога) уже существовал в югославянском переводе византийской "Хроники" Иоанна Малалы (VI в.). - См.: Орлов А. С. Слово о полку Игореве. 2-е изд. М.-Л.. 1946, с. 108.

Д. С. Лихачев полагает, что летописец сделал выписки из "русского хронографа", в которых текст перевода "Хроники" Иоанна Малалы переработан русским составителем хронографа (в частности, ему принадлежат и все отождествления Гефеста и Гелиоса с русскими божествами Сварогом и Даждь-богом). - См.: Повесть временных лет, ч. 2, с. 480-481.

В плане типологических соотношений можно отметить, что в доисламской и исламской поэзии солнце было мужским началом как символом богатырской славы, величия, оно "было грозным, царственно дарующим день жизни и отнимающим его". Выдающийся арабский поэт аль-Мутанабби (в 948-957 гг.) воспевал эмира Сейф ад-Даула: "Слава принадлежит только герою, который подобен Фатику. Но что я сказал? Я сказал солнцу? ? разве солнце имеет подобных" (см.: Демидчик В. Реликтовые представления о луне в мусульманской мирабилической литературе. - Восточная филология, вып. 1. Душанбе. 1973. с. 7.

38. Изучая смену языческих богов ("Слово и откровение святых апостол"), А. Н. Веселовский писал, что в противоязыческих церковных проповедях выдвигалось "общее обвинение против боготворения твари, и в частности людей, когда-то живших. Известно, что эвгеморовская гипотеза была принята любовно христианскими богословами: языческие боги были в действительности смертные люди, лишь впоследствии возведенные на Олимп..." (Веселовский Александр. Новый взгляд на Слово о полку Игорево. - ЖМТТП. СПб.. 1877, часть СХСИ, с. 287).

Затем эвгемерическая теория относительно языческих богов "Слова" развивалась в кн.: Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914, с. 336; Ржига В. Ф. "Слово о полку Игореве" и древнерусское язычество. - Slavia. Praha, 1933-1934, г. XIII, S. 3-4.

39. Аничков Е. В. Указ. соч., с. 338-339.

40. В XVII в. профессор Киево-могилянской коллегии, писатель Лазарь Варанович носил церковный титул "архиепископа Черниговского, Новгородского и всего Севера" (см.: Ростовский Димитрий. Руно орошенное. Чернигов, 1683, л. 1 об.).

41. См.: Седов В. В. Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья. - Материалы и исследования по археологии СССР, № 163, 1970, с. 130-131; Зайцев А. К. Черниговское княжество. - В кн.: Древнерусские княжества в X-XIII вв. М., 1975, с. 62-63.

42. Зайцев А. К. Указ. соч., с. 63.

43. Баскаков Н. А. Мифологические и этнические имена собственные в "Слове о полку Игореве". - Восточная филология, т. III. Тбилиси, 1973. с. 181.

44. См.: Гудзий Н. К. Ревизия подлинности "Слова о полку Пгореве" в исследованиях проф. А. Мазопа. - Ученые записки МГУ, вып. 110. Труды кафедры русской литературы, кн. I. М., 1946, с. 176.

45. Еще В. Ф. Миллер писал, что имена богов в "Слове" только "украшающие эпитеты", "поэтическая метонимия". По его мнению, автор "Слова", найдя эпитет Даждь-бога, "в каком-либо болгарском произведении, воспользовался им, не отдавая себе в нем отчета, и украсил им своих князей" (Миллер Всев. Указ. соч., с. 72, 76, 77).

Неосновательность подобных рассуждений очевидна. Трудно согласиться и с мнением Б. И. Яценко о том, что "образ солнечного затмения - поэтический прием автора "Слова", с помощью которого он стремится оправдать Игоря и его поход". - См.: Яценко Б. П. Солнечное затмение в "Слове о полку Игореве". - ТОДРЛ. т. XXXI. Л.. 10715. с. 121.

46. Бегунов Ю.К. Памятник русской литературы XIII века "Слово о погибели Русской земли". М.-Л., 1965, с. 178.

47. См. Робинсон А.Н. "Слово о полку Игореве" и героический эпос средневековья. - Вестник Академии наук СССР, 1976, №4, с. 104-112.

48. Летопись по Лаврентьевскому списку. СПб.. 1897 (обозначаем в тексте - Л, с указанием страниц).

49. Форма "Велес" (в отличие от "Волос") имеет место в "Житии Авраамия Ростовского" ("... страстнаго сего идола Велеса"). - См.: Адрианова-Перетц В. П. Указ. соч., с. 62. Генетически связанные между собой в "Слове о полку Игореве" Велес и Боян (Боян Велесов внуче), по-видимому тюркского (древнебулгарского) происхождения" (Баскаков Н. А. Указ. соч., с, 183. см. с. 186-192). См.: Иванов В. В., Топоров В. Н. Указ. соч., с. 31-75.

50. Открытая С. А. Высоцким надпись (граффито), второй половины XII в. на стене собора святой Софии Киевской содержит акт, подтвержденный в качество свидетелей поименно перечисленными 12-тью "попами" (один из них Яким - епископ Туровский), о том, что купила землю Боянову ("землю... Бояню") княгиня Всеволодова, дав за нее 700 гривен, сумму очень большую. По убедительному предположению С. А. Высоцкого речь идет о наследственном владении поэта-певца Бояна, приобретенном Марией, вдовой Всеволода Олеговича, матерью Святослава, основательницей Кирилловской церкви, где она и похоронена (1179 г.), а также похоронен Святослав (герой "Слова", в 1194 г.). - См.: Высоцкий С. А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI-XIV вв., вып. 4. Киев, 1966. с. 60-71.

51. О печати русской "архонтессы", жены Всеволода Ярославича, Марии Мономахи см.: Янин В. Л. Указ. соч., с. 86.

52. "К чести Святослава Всеволодовича следует отнести и то, что именно при его дворе воспитался такой горячий поклонник его самого и страстный патриот всей Руси, как автор "Слова о полку Игореве..." (Рыбаков Б. А. Князь Святослав Всеволодович..., с. 99).

53. См.: Щепкина М. В. О личности певца "Слова о полку Игореве". - ТОДРЛ, т. XVI. М.-Л., 1960, с. 73-79.

54. Уместно вспомнить справедливое заключение А. В. Соловьева: "Именно Олег Святославич, воспетый некогда Бояном, особенно дорог сердцу певца "Слова". Хотя о нем и сказано с укором, что он "мечом крамолу коваше", все же певец воехищается ого удалью". (Соловьев А. В. Политический кругозор автора "Слова о полку Игореве". - Исторические записки. М., 1948. № 25, с. 75).

55. См.: Jakobson Roman. Selected Writings IV. - Slavic Epic Studies. The Hague-Paris, 1966 (with Marc Szefte). The Vseslav Epos, p. 301-368; with G. Ruzicic. The Serbian Zinaj Ognjeni Vuk and the Russian Vseslav Epos, p. 369-379); Клейн И. "Слово о полку Игореве" и апокалиптическая литература (К постановке вопроса о топике древнерусской литературы). - ТОДРЛ, т. XXXI. Л., 1976, с. 104-115.

56. Родовое предание князей Всеславичей, содержащее это прозвище Рогнеды (о том, как молодой Владимир, по требованию своего дяди, знаменитого Добрыни, искавшего знатную жену для племянника, опозорил Рогнеду, убил ее отца и "нарекоша ей имя Горислава", Л, 28а), было записано летописцем в 1128 г., следовательно - продолжало быть актуальным как при жизни Олега, так и после его смерти (при его сыновьях). Полагаем, что прозвище Олега "Гориславич" (страдавший от собственных "крамол") возникло под влиянием прозвища его прабабушки.

57. См.: О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время. Исследование Зотова Вл. Р. СПб., 1892, с. 267; Соловьев А. В. Указ. соч., с. 81.

58. Рыбаков В. А. Князь Святослав Всеволодович..., с. 94, прим. 2.

59. Там же.

60. "Во второй половине XII в. Тмуторокань принадлежала уже к области византийского владычества..." (Насонов А. Н. Тмуторокань в истории Восточной Европы X века. - Исторические записки, т. 6. М., 1940, с. 98). По убедительному мнению военного специалиста В. Г. Федорова, "Войска Игоря, состоявшие из пяти или шести полков, могли иметь примерно 6-8 тысяч человек" (Федоров В. Г. Кто был автором "Слова о полку Игорево" и где расположена река Каяла. М., 1956, с. 26-27).

61. Существует предположение, что Всеслав мог княжить в Тмутаракани в 1069-1071 гг. (см.: Мавродин В. В. Очерки истории Левобережной Украины (с древнейших времен до второй половины XIV века). П. 1940. с. 166-168).

62. Исследователи давно обратили внимание на древнеиранскую, а также древнееврейскую (Hrs-солнце) соотнесенность "Хорса" (см.: Норцов Л. Пути Солнца в процессе мирового движения. Тамбов. 1909. с. 66. 100) и отметили, что "в знак особенного уважения и почтения его называли великим. Об этом говорит "Слово о полку Игореве" [Соколов М. Е. Старорусские солнечные боги и богини. Историко-этнографическое исследование. Симбирск, 1887, с. 9). Современные исследователи отмечают "... наличие эпитета великий при отсутствии его в связи с именами других богов и употребление в "Слово" только этого имени бога вне сочетания со словом внук. Эти данные могли бы быть истолкованы как указание на особую актуальность Хорса, выступающего самостоятельно, как великое божество, вне генеалогии" (Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы (Древний период), 1965. с. 18, примеч. 31).

63. См.: Алексеев Л. В. Полоцкая земля. - В кн.: Древнерусские княжества Х-ХIII вв. М. 1975. с. 230-231. 236-237.

64. См. комментарий Д. С. Лихачева в указ. кн.: Слово о полку Игореве. Под ред. В. П. Адриановой-Перетц, с. 450-452.

65. Святский Даниил. Указ. соч., с. 17.

66. См.: Рыдзевская Е. А. К варяжскому вопросу (местные названия скандинавского происхождения в связи с вопросом о варягах на Руси). - Известия АН СССР. Отделение общественных наук, VII серия, № 7, Л., 1934, с. 517.

67. О волкодлаках см.: Иконников В. С. Опыт русской историографии, т. II, ч. 1. Киев, 1908, с. 312-317; ср.: русское - "волкодлак", украинское - "вовкулак", белорусское - "вовкалак", болгарское - "върколакъ", сербское - "вукодлакъ". Подробнее в кн.: Кагаров Е. Г. Религия древних славян. М., 1918, с. 22-25.

68. Владимир Святой заложил основание интернациональному составу древнерусских феодалов, так как, будучи (по летописи) "побежен похотыо женьскою", имел, кроме нескольких жен (отмечены 4 скандинавки, 2 гречанки, 2 чешки, 1 болгарка), 800 наложниц, несомненно, разноплеменных. Эта традиция разноплеменных браков была продолжена его потомками и при установлении христианской моногамии (так же, как это было и во всех других раннефеодальных государствах). К сожалению, историки почти не касаются изучения женской половины Рюриковичей (важной, в частности, как фактора культуры и языка при материнском воспитании княжичей до 7-летнего возраста), и создают теперь родословные таблицы только с учетом мужской линии княжеских родов.

69. Горолевский В. А. Что такое "босый волк"? (к толкованию "Слова о полку Игореве"). - Известия АН СССР. Отделение литературы и языка, 1947, т. VI, вып. 4, с. 317-348.

В. В. Иванов среди многих примеров отмечает: "Знамена тюркских каганов были увенчаны золотой волчьей головой, а их телохранители назывались "волками"..." (Иванов Вяч. Всев. Реконструкция индоевропейских слов и текстов, отражающих культ волка. - Известия АН СССР. Серия литературы и языка, 1975, т. 34, вып. 5, с. 407).

Нельзя ли предположить, что женатый на половецкой княжне последний из русских каган-князь Олег Святославич принял с титулом такое же традиционное знамя? Внук его Игорь по-тюркски действовал "босымъ влъкомъ". - См.: Робинсон А. Н. О закономерностях развития восточнославянского и европейского эпоса..., с. 212-214.

70. Традиционное древнейшее понятие смерти - "суд божий", как и символическое указание Игорю - "богъ путь кажетъ" - в "Слове" (где фигурируют "жизнь Даждь-божа внука", "Стрибожи внуци") нет оснований относить непременно к Иисусу Христу.

71. Сказал это, видимо, половецкой княгине, жене Олега или вдове (если дожил до 1115 г.).

72. См.: Ржига В. Ф. "Мысленное древо" в "Слове о полку Игорево". - В кн.: Сборник статей к сорокалетию ученой деятельности академика А. С. Орлова. Л., 1934, с. 103-112; Шарынкин Д. М. Боян в "Слове о полку Игореве" и поэзия скальдов. - ТОДРЛ. т. XXXI. Л., с. 12-22.

73. См. подробнее: Робинсон Л. Я. О закономерностях развития восточнославянского и европейского эпоса, с. I76-221.

74. Различные взгляды по поводу описания в "Слове" затмения солнца и других небесных явлений см.: Гудзий Н. К. О перестановке в начале текста "Слова о полку Игореве"; Имедашвили Г. И. Четыре солнца в "Слове о полку Игореве". - В кн.: "Слово о полку Игореве". Сборник исследований и статей под редакцией В. П. Адриановой-Перетц. М-Л. 1950, с. 218-225, 249-254; Яценко Б. И. Указ. соч., с. 116-122.

75. Адрианова-Перетц В. П. Указ. соч.. с. 43 (введение к этой монографии названо - Основные вопросы поэтики "Слова о полку Игореве").

76. Б. И. Яценко верно отметил, что в "Слове" "нет никакой возможности для двойственной оценки затмения..." (Яценко Б. И. Указ. соч., с. 117-118).

77. Отец Кончака, хан Отрок Шаруканович, тесть грузинского царя Давида IV Строителя, и его дочь (старшая сестра Кончака), царица православной Грузии Гурандухта, а также его сын Юрий Кончакович и общий с Игорем внук - Изяслав Владимирович, судя по их социальному положению, поведению и именам были православными христианами, как и ряд других половецких и русско-половецких аристократов. В отличие от родичей, Кончак, очевидно, не был христианином (в летописях и в "Слове" он назван язычником - "поганым"), но он не испытывал ненависти к христианству, так как по доброй воле выдал свою дочь за пленника-христианина Владимира Игоревича, который, естественно, должен был подчиниться придворному половецкому свадебному обряду, а позже (1187 г.), когда молодые приехали к Игорю уже "с детятем", он устроил им вторую свадьбу "и венча" сына (И, 443).

78. Фрагмент от слов - "О, Бояне, соловiю..." и кончая словами "ищучи себе чти, а князю славѣ" - переноснтся вперед и помещался вслед за словами - "наведе своя храбрыя плъкы..." и перед словами - "Тогда Игорь възрѣ ... и виде отъ него тьмою... прикрыты".

79. См.: Гудзий Н. К. Еще раз о перестановке в начале текста "Слова о полку Игореве". - ТОДРЛ, т. XII. М.-Л., 1956. с. 35-41. Были и возражения против этой перестановки: Стеллецкий В. И. К вопросу о перестановке в начале текста "Слова о полку Игореве". - ТОДРЛ, т. XI. М.-Л., 1955, с. 48-58.

80. Реальная возможность двух гроз с таким кратким промежутком, конечно, не исключена, однако поэтическое изображение двух гроз было бы необязательным, если бы не их символическое и композиционно-функциональное значение.

81. Олег Игоревич (ему в 1185 г. было 11 лет) упомянут как участник похода в "Слове" и в Лаврентьевской летописи ("Игорь с двема сынома"); в Ипатьевской летописи назван один сын - Владимир Игоревич. Участие Олега в походе вероятно, так как известно, например, что Ярослав (сын героя "Слова" Всеволода Юрьевича) в возрасте 12 лет ходил в поход на половцев вместе с двумя другими героями "Слова" - Рюриком Ростиславичем и Романом Мстиславичем (см.: Экземплярский А. В. Великие удельные князья Северной Руси в татарский период, с 1238 по 1505 г., т. I. СПб., 1889, с. 8). Еще в 1183 г. Игорь дал сыну Олегу военное поручение: после распри Владимира Глебовича Переяславского с Игорем их поход на половцев был остановлен - "Игорь же возвороти киевский полки и пристави к ним Олга и сыновца Святослава (Рыльского.-А. Р.), абы како довести полк цел" (И, 425).

82. Сапунов Б. В. Ярославна и древнерусское язычество. - В кн.: "Слово о полку Игореве" - памятник XII века. М.-Л., 1962, с. 321-329; Якобсон Р. О. Композиция и космология плача Ярославны. - ТОДРЛ, т. XXIV. Л., 1969, с. 32-34; Лихачев Д. С. "Тресвѣтлое солнце" Плача Ярославны. - ТОДРЛ, т. XXIV, с. 409. К указанным в данной статье параллелям добавим из "Слова о законе и благодати" - "свѣтъ трислнчънаго божьства" (см. примеч. 3).

83. Молитвенное обращение Ярославны к солнцу типологически соотносится с близкими образами древнейшей санскритской поэзии; см.: Chatterji S. К. "The Word about Igor's Folk" (Slovo о Pŭlku Igoreve). - Journal of the Asiatic Society. Letters, vol. XXIV, № 2, 1958, p. 1-16; Робинсон A. H. Индийский ученый о "Слове о полку Игореве". - Известия ОЛЯ АН СССР, 1960, т. XIX, вып. 3, с. 243.

84. См.: Робинсон А. Н. "Русская земля" в "Слове о полку Игореве". - ТОДРЛ, т. XXXI. Л., 1976, с. 123-136. Историко-идеологическая оценка "Слова" требует учета того, что первостепенными князьями эпохи по своему военному могуществу и политической самостоятельности были Всеволод Суздальский (внук Мономаха), Ярослав Галицкий ("Осмомысл") и - в ближайшей перспективе - Роман Волынский (затем - и Галицкий); второстепенными (из числа героев "Слова") - Святослав Всеволодович и Рюрик Ростиславич, третьестепенным - Игорь, совсем незначительными - его брат Всеволод ("Буй-Тур"), племянник Святослав Рыльский, сын Владимир Игоревич.

85. Существуют два толкования атрибуции Даждь-бога. Есть мнение, что автор "Слова" считает потомками Даждь-бога "князей" и "высший класс" (см.: Всеславский Александр. Новый взгляд на "Слово о полку Игореве"..., с. 268;

86. Ржига В. Ф. и Шамбинаго С. К. Комментарий к тексту. - В кн.: "Слово о полку Игореве". М., "Academia", 1934. с. 268). Существует также старое мнение о том, что "внуком" Даждьбога является "весь русский народ". Но такого понятия и слова в памятнике нет, и это мнение не получило исторической аргументации применительно к периоду феодальной раздробленности. См., например: "Само собой понятно, что если Дажьбог был дедом в метафорическом смысле, то он был родоначальником всего русского народа, а не династии только русских князей, потому - что всякий человек... кроме только беса, рассчитывает... на милость бога, а следовательно, в только метафорическом смысле признает свое сыновство, или в более почтительной форме называет себя внуком..." (Соколов М. Е. Указ. соч., с. 15). См.: Соловьев А. В. Русичи и русовичи. - В кн.: "Слово о полку Игореве" - памятник XII в. М.-Л., 1902, с. 270-290.

87. См.: Орлов А. С. Владимир Мономах. М.- Л., 1946, с. 158.

88. Там же.


Источник: http://tochka.gerodot.ru/slovo/robinson01.htm
Категория: Искусство | Добавил: nvelei (21.04.2012) | Автор: А.Н.Робинсон
Просмотров: 1042 | Комментарии: 3 | Теги: Культура и искусство, Слово о полку Игореве | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Образ входа

Поделиться

Посчёт


В сети всего: 1
Гостей: 1
Корыстников: 0